Данный пост — это пост предупреждение. Всё, написанное в нём, основано исключительно на реальных событиях.
Эпизод 1.
Химическая лаборатория — источник повышенной опасности. Абсолютно всё в химлаборатории хочет вас убить! Вообще всё! И на первом месте по кровожадности и опасности стоят они — баллоны! Вот такие как на картинке выше.
Слабое место любого баллона — вентиль. Это запорно-регулирующая арматура, которая должна держать до 190 атмосфер давления в баллоне. Не буду здесь расписывать особенности и типы вентилей, это совершенно не важно в данный момент. Главное — у вентилей газовых баллонов могут быть две проблемы. Первая — когда вентиль начинает прокручиваться, то есть свободно крутиться во все стороны. Вторая — когда вентиль стопорится в одном положении. Причин и последствий у обоих проблем может быть несколько, их разбор пока опустим. В любом случае, такой баллон эксплуатировать уже опасно.
Героиня данного эпизода словила вторую проблему. Она была уже аспиранткой первого года, была допущена до самостоятельной работы и справедливо подумала «А хули?». Взяв газовый ключ, начала пытаться открыть застопоренный вентиль. В итоге вентиль просто сорвался и вылетел из баллона. С силой 150 атмосфер кислород-азотной смеси, вместе с газовым ключом, прямо в лицо девушки. От полученных травм она скончалась на месте, мгновенно. О трагедии потом напоминали лишь пятна на полу и потолке, которые были закрашены через год.
Вывод: если у вас возникли проблемы с баллоном, вы должны немедленно прекратить его эксплуатацию и доложить вашему руководителю. Помните: ваша жизнь и здоровье находится только и исключительно в ваших руках!
Эпизод 2.
Кто хуже маленьких детей в любой лаборатории? Студенты! Студент считает себя умным, хитрым, бесстрашным и всезнающим! Он уже огого, взрослый и самостоятельный! Естественно студентам интересно всё потрогать, всё попробовать. И вот, на практикуме по неорганической химии, два обезьяна студента добрались до гранулированного NaOH, он же едкий натр. Вот такого:
И разгорелся спор у обезьян студентов, а что будет, если съесть одну гранулу? Не долго думая, обезьян А засовывает гранулу в рот... И она застревает! Обезьяну больно, очень больно, вся глотка пылает! Обезьян Б бежит спасать друга и подаёт ему стакан воды. По счастью, после первого глотка, обезьян А выплёвывает полурастворившуюся гранулу NaOH и спокойно теряет сознание. Лечение ожогов слизистой и носоглотки заняло несколько месяцев, обезьян А даже снова научился говорить. Обоих исключили.
Вывод: в лаборатории без разрешения трогать нельзя ничего! Никогда! Зашли в чужую лабораторию — станьте в центре, дабы не закрывать пути эвакуации, руки в карманы и ничего не трогать!
Эпизод 3.
Это мой самый любимый эпизод.
Жил да был маленький мальчик. Мальчик был очень начитанный, умный и рукастый. Имел опыт работы в химической лаборатории, вообще сильно интересовался химией. И решил мальчик сварить самую большую любовь всей охимиченной школоты — КИСУ!
NB: Пероксид ацетона или перекись ацетона или киса — инициирующее взрывчатое вещество.
Киса подкупает школьников несколькими вещами: реактивы для синтеза доступны, методика кажется довольно простой, взрыв очень эффектен. Естественно, пытаются варить её многие. Но не у многих получается, ибо киса коварна! Главная проблема перекиси ацетона — её нестабильность в чистой форме. Взрыв может произойти от чего угодно, даже от пука сверчка в районе Денеба. Самая опасная стадия — выделение чистого продукта и его перенесение в ёмкость для хранения.
Именно на этой стадии нашего героя ждал былинный провал. По счастью, перекиси мальчик получил немного и отделался по сути лёгким испугом — всего лишь минус несколько фаланг на правой руке.
Вы думаете, это конец? Нееет!)))
Через несколько месяцев, после окончания лечения и спадения контроля за собой, наш герой повторил эксперимент! И у него получилось! Чистая киса! Ему даже перегонка удалась, что, поверьте, действительно достижение. И вот, гордый собой, наш герой помчался на полигон — пустырь за домом. Там уже подготовлен был бруствер и собственно сама ёмкость для подрыва — гильза от патрона крупного калибра. И вот, наш мальчик пересыпает кристаллы в гильзу... И бабах! Происходит взрыв! Наш маленький мальчик не учёл, что свинец, который содержался в гильзе — катализатор разложения перекисей... природа любит симметрию, поэтому на этот раз мальчик потерял несколько фаланг уже на левой руке. Ну и личико подпортилось, но я считаю, что отделался он легко. Увы, дальнейшую судьбу нашего героя я не отслеживал.
Вывод: всегда тщательно изучайте методику эксперимента! Проработайте все узкие места. Если есть сомнения — проведите пробные опыты. Но никогда не лезьте на рожон!
Эпизод 4. Бонусный
В химию меня завлекла соседка по даче моей бабушки. Лет мне было примерно 12 или 13. Был я мальчиком любознательным, умным, говорливым и начитанным. Соседка был девушкой тогда лет 20-25. Лабораторию она оснастила на чердаке дачи своей матери, и оснащена она была отлично! Не сказать, что она была довольна вторжением, но препятствий не чинила, рассказала много забавных баек, показала оборудование, реактивы, даже несколько простых опытов продемонстрировала. По малолетству я не понял, чем она занималась, но когда её дачу штурмом взяли маски-шоу, выводы сделал.
Вывод: никогда не занимайтесь наркотой. Помните — система вас всё равно найдёт и возьмёт за жопу! Не гробьте свою жизнь, оно того не стоит.